На главную страницу    Назад

В ТРАНСПОРТНОМ КОМПЛЕКСЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(Журнал "Автотранспортное предприятие" N 12 за 2006 год)

Как выглядит автотранспортный комплекс Саратовской области на фоне
развития страны в целом, каких он добился успехов в годы реформирования экономики
России и с какими проблемами сталкивается сегодня? Ответы на эти вопросы
попытался найти автор статьи во время своей командировки в Саратове.

Декрет Советского Правительства положил начало созданию в 1918 году в губерниях молодой республики автосекций, объединяющих имеющийся на местах автотранспорт. С их создания и ведёт свою историю саратовский автотранспорт.
В 1934 году было организовано Саратовское акционерное общество «Автогужтранспорт», а в 1939 году в соответствии с постановлением СНК РСФСР – Саратовское областное автоуправление.
Управление располагало всего 73 грузовыми автомобилями, 47 автобусами и 30 легковыми такси. Этот транспорт обеспечил перевозку 116, 5 тыс. тонн грузов, 3180,7 тыс. пассажиров. Платный пробег такси составил 370, а грузовых такси – 455 тыс. км.
Расцвет автотранспортного комплекса в Саратовской области начался с назначения на место генерального директора Приволжского территориального транспортного управления Кокушкина Арсения Александровича. С 1991 г. он был избран профессором кафедры экономики и управления на транспорте Саратовского политехнического института. Его инициатива по наведению должностного порядка на автотранспорте Саратовской области и сделала его образцово-показательным. Многие руководители его ранга приезжали перенимать передовой опыт, внедряя его у себя, в разных регионах России. Даже уйдя со своего поста на пенсию, он не покинул объединение, продолжая трудиться и поднимать престиж автотранспортной отрасли в Саратовской области.
В 1997 году было образовано ГУП «Саратовтрансавто», которым до 2003 года руководил Валентин Федорович Кузнецов, нынешний Министр транспорта Саратовской области.
С рядом вопросов о сегодняшнем положении дел на автотранспорте региона я и обратился к Валентину Федоровичу.

Министр транспорта В.Ф. Кузнецов

ОТВЕТЫ МИНИСТРА ТРАНСПОРТА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ВОПРОСЫ ЖУРНАЛА «АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ»
В. Ф. К узнецов рассказал, что пассажирский автомобильный транспорт в области стабильно развивается. Практически во всех районах области работают автотранспортные предприятия. Формы собственности различные, но большинство из них – акционерные общества, акции которых находятся в государственной собственности, т. е. переданы в оперативное управление управляющей компании – областному государственному учреждению «Управление автомобильного транспорта Саратовской области». Последние два года отсутствует задолженность по заработной плате, которая в 2004 году достигала 14 млн. руб., обеспечиваются текущие платежи по налогам и сборам, сокращается кредиторская задолженность. Уровень среднемесячной заработной платы в 2005 г. вырос на 32%, в текущем году – на 29%. Но она остается невысокой. Негативно отражается на уровне заработной платы тот факт, что заработная плата индивидуальных предпринимателей и предприятий негосударственных форм собственности практически полностью находится «в тени». Вступление в действие закона Саратовской области «Об организации обслуживания населения автомобильным транспортом на территории Саратовской области» (публикуется в приложении к журналу) позволило одним из критериев конкурсного отбора перевозчиков на межмуниципальные маршруты определить уровень заработной платы. Но этот вопрос требует комплексной проработки, хотелось бы, чтобы в его решении приняли участие Управление по налогам и сборам, Пенсионный фонд, Инспекция по труду, администрации муниципальных образований, профсоюзные организации.
В области обновляется подвижной состав: в этом году за счет средств областного бюджета приобретено 89 новых автобусов марок ПАЗ 4230-02 «Аврора», ЛиАЗ 5256-33, ЛиАЗ-5256, ПАЗ 32053-50, за счёт средств АТП приобретено 7 новых автобусов.
Однако средний возраст парка остается достаточно высоким – около 10 лет. Необходимо продолжать обновление подвижного состава, так как это напрямую отражается на безопасности перевозок и качестве обслуживания пассажиров.
Городской электротранспорт представлен в 3-х городах области (Саратов, Энгельс, Балаково) и является муниципальной собственностью.
Из-за долгов прошлых лет финансовое состояние предприятий недостаточно стабильное, требуется их финансовое оздоровление, повышение эффективности работы, оптимизация затрат, маршрутной сети (параллельно работают частные «ГАЗели»), обновление подвижного состава. Введение в действие Федерального закона № 131-ФЗ разграничило полномочия органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов, возложив обязанности по организации транспортного обслуживания в границах муниципального образования на муниципалитеты.
Тем не менее, в проекте бюджета области на 2007 год планируется выделение муниципальным образованиям средств на приобретение нового подвижного состава.
Состояние улично-дорожной сети г. Саратова незначительно улучшилось в этом году. Но наличие «пробок» идёт на увеличение. Это происходит из.за слабой развитости улично-дорожной сети (ремонт дорожного полотна производится лишь на магистральных улицах), высокой интенсивности транспортного потока, большого количества автобусов малой вместимости «ГАЗель» (1500 ед.) и отсутствия рационально спланированной маршрутной сети.

Здание Мэрии г. Саратова.

Памятник землякам – героям, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

На межмуниципальных маршрутах микроавтобусов практически нет, так как по своим характеристикам этот вид подвижного состава не соответствует требованиям междугородных перевозок, и в процедуре конкурсного отбора преимущество имеют автобусы большой вместимости. На междугородных линиях на «ГАЗелях» работает много так называемых «незаконных» перевозчиков, без паспортов маршрутов, допусков и т. д. К сожалению, УГАДН по Саратовской области не обеспечивает контроль за соблюдением законности данными перевозчиками. Но здесь мы возлагаем надежды на принятый в этом году областной закон, регулирующий отношения в сфере организации обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом пригородного и межмуниципального сообщения на территории области. В Законе определены основные принципы организации транспортного обслуживания, порядок открытия, изменения и закрытия регулярных маршрутов, порядок допуска и прекращения допуска перевозчиков. Контроль за соблюдением требований данного Закона возложен на Управление автомобильного транспорта Саратовской области. Законом Саратовской области «Об административных правонарушениях» данному учреждению дан ещё один рычаг управления – составление протоколов и наложение штрафных санкций на нарушителей.
В области проводится большая работа по повышению уровня безопасности дорожного движения, профессионального мастерства водителей всех форм собственности. На заседаниях комиссии по безопасности дорожного движения при губернаторе области П. Л. Ипатове регулярно рассматриваются вопросы, связанные с безопасностью дорожного движения, в том числе заслушиваются муниципальные образования по состоянию и развитию дорожной сети, светофорного хозяйства и т. д.
По специальной программе мастерству управления автобусом в экстремальных условиях на базе Учебного центра по подготовке специалистов автомобильной и дорожной отрасли в этом году обучено более 800 водителей автопредприятий и индивидуальных предпринимателей, в первую очередь, работающих на междугородных маршрутах.
В конце прошлого года начато и продолжается в этом году развитие автоматизированной радионавигационной системы диспетчерского управления движением пассажирского транспорта. В настоящее время оборудовано 170 автобусов, установлены терминалы в ЦДС Управления, на автовокзале, в 4 районных центрах области –  Балаково, Балашове, Вольске и Энгельсе. Бортовыми блоками оборудуются автобусы всех форм собственности.
В мае в г. Б алаково проведен 7-ой областной конкурс профессионального мастерства водителей автобусов, в котором приняло участие 87 водителей из 24 автотранспортных предприятий. 14 октября на Театральной площади г. Саратова прошел конкурс профессионального мастерства водителей «ГАЗелей», в котором приняло участие 63 водителя 30-ти перевозчиков всех форм собственности.
На мероприятия по повышению уровня безопасности дорожного движения область в этом году направила более 200 млн руб., из федерального бюджета средств пока не поступало.
Отметив позитивные стороны в развитии автотранспортного комплекса региона, Валентин Федорович Кузнецов перешел к негативным моментам в транспортной политике, существенно мешающим работе автотранспортников.
Состояние аварийности на транспорте обуславливает необходимость усиления роли государства в процессе управления данным сектором экономики, обеспечения государственного регулирования управления транспортным комплексом. В настоящее время основная масса функций государства передана общественным организациям, которые в силу целого ряда причин не в состоянии обеспечить контроль, регулирование процесса организации перевозок.
Нормативно-правовая база на автомобильном транспорте в Российской Федерации находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Если в других отраслях транспорта после введения в действие Гражданского кодекса РФ и других основополагающих законов уже давно приняты законы, регулирующие взаимоотношения перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров и других физических и юридических лиц при осуществлении перевозок, на автомобильном транспорте органы исполнительной власти, местного самоуправления, перевозчики вынуждены использовать общее Гражданское законодательство и Устав автомобильного транспорта РСФСР 1969 г.
Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте также устарели и носят ведомственный характер, так как утверждены приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР.
В связи с правовым вакуумом на уровне Федерации во многих субъектах приняты законы об автомобильном транспорте, которые существенно отличаются друг от друга подходами к проблеме и путями их решения.
Отмена лицензирования перевозок негативно сказывается на уровне безопасности дорожного движения и качества транспортного обслуживания населения, хотя в последние годы в связи с резким сокращением численности работников УГАДН эта структура практически не выполняла и не выполняет основную задачу – контроль за соблюдением перевозчиками требований лицензирования, в результате чего многие перевозчики практически перестали обращать внимание на требования безопасности.
К сожалению, органы местного самоуправления не уделяют должного внимания проблемам безопасности, а ограничиваются лишь допуском частных перевозчиков на маршруты.
Частично эти проблемы нам удалось решить при помощи областной Думы, областного Правительства путём создания нормативно-правовой базы на уровне региона. Однако отсутствие централизации и координации на федеральном уровне, на мой взгляд, негативно сказывается на развитии отрасли.
В преддверии профессионального праздника Министр транспорта Саратовской области В. Ф. Кузнецов пожелал всем автотранспортникам крепкого здоровья, благополучия, счастья, успехов в нелегком труде, удачи на дорогах и, конечно, безаварийной работы.

     В УПРАВЛЕНИИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В нашей беседе В. Ф. К узнецов неоднократно упоминал о деятельности областного государственного учреждения «Управление автомобильного транспорта Саратовской области» и рекомендовал познакомиться с его руководством.
В 2002 году начальником Управления была назначена дочь выдающегося автотранспортника, бывшего начальника Приволжского территориального транспортного управления А. А. Кокушкина, о котором помнят и говорят все его соратники, – Ольга Арсеньевна Катушева. Эта молодая, энергичная женщина – специалист своего дела. В 1985 году она окончила Саратовский политехнический институт, факультет «Экономика, организация управления автотранспортом».
Она всегда полна самыми новыми идеями, стремлением к внедрению прогрессивных технологий.
В Москве, к примеру, ещё только ведутся разговоры о выделении специальной полосы, предназначенной для проезда общественного транспорта, а в Саратове такие полосы уже существуют на нескольких «густозаселенных» автомобилями трассах.

Полоса движения общественного транспорта.

Внедрением автоматизированной радионавигационной системы диспетчерского управления движением автобусов (далее о ней будет рассказано подробнее) в основном занимаются автотранспортники региональных центров, а в Саратовской области этой системой охвачена сеть районных городов.
Итак, рассказывает Ольга Арсеньевна Катушева:
– Управление автомобильного транспорта Саратовской области – это областное государственное учреждение, основными задачами которого являются: реализация государственной политики в области автомобильного транспорта, направленной на удовлетворение потребностей населения и экономики области в перевозках пассажиров и грузов, а также осуществление контроля предоставления перевозчиками безопасных и качественных услуг. Управление осуществляет контроль финансово.хозяйственной деятельности предприятий, финансирование перевозчиков по двум статьям: разница между себестоимостью и утвержденным тарифом и компенсации затрат по перевозкам льготных категорий пассажиров, координирует работу перевозчиков различных форм собственности, оказывает методическую помощь предприятиям, осуществляет централизованные поставки запасных частей и материалов, что даёт экономию денежных средств до 15% от их стоимости.
В Управлении регулярно проводятся семинары и совещания работников технических, финансово-экономических, эксплуатационных, кадровых служб предприятий с участием представителей различных ведомств и науки.
В системе Управления работает 46 предприятий, из них: 25 государственных унитарных предприятий, 2 муниципальных предприятия, 2 государственных учреждения, 17 акционерных обществ, из них 12 со стопроцентной государственной долей (акции переданы в оперативное управление нашему учреждению), 5 акционерных обществ, где наряду с государственной долей, которая преобладает в уставном капитале, присутствует доля частного капитала. Помимо подведомственных предприятий, по договорам с Управлением работает 51 частный перевозчик.
Предприятиями и привлеченными ЧП обслуживается 523 автобусных маршрута, в том числе 98 городских, 256 пригородных, 166 междугородных, З международных. Автобусным сообщением охвачено 1005 из 1801 населенных пункта области. Протяжённость маршрутной сети составляет 39 тыс. км.
Численность работающих в автотранспортном комплексе составляет 4 тыс. человек, списочный состав парка – 834 автобуса и 150 грузовых автомобилей.
Средний возраст парка 10,5 лет. На протяжении более чем 10 лет финансирование пассажирских перевозок производилось крайне неудовлетворительно – на 25–30% от потребности, в результате чего накопились огромные долги по налогам и заработной плате, обновление парка практически не производилось. В результате несколько крупных предприятий ушли под банкротство. С целью оптимизации деятельности постоянно велась работа над увеличением доходов предприятий и сокращением затрат. В настоящее время все предприятия находятся на специальных режимах налогообложения – упрощённая система или единый налог на вмененный доход. В 2001 году началась и в этом году заканчивается реструктуризация задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам. Текущие платежи обеспечиваются, задолженности по заработной плате нет. В этом году приобретено более 100 новых автобусов.
Улучшить финансовое положение позволило и введение в действие с 1 марта прошлого года льготных социальных проездных билетов в автобусах городских и пригородных маршрутов. Перевозки пассажиров по льготным проездным билетам выполняют все перевозчики независимо от формы собственности, что позитивно отразилось на качестве обслуживания пассажиров, а также на парке государственных перевозчиков, на которых долгое время лежало бремя льготных перевозок. Кроме того, компенсации за проездные билеты поступают своевременно и в полном объёме.
В текущем году все государственные унитарные предприятия, за исключением ГУП «Фирма Автовокзал», будут акционированы со 100% государственной долей. В целях усиления централизации и исключения продажи акции будут переданы в оперативное управление управляющей компании – нашему Управлению.
В дальнейшем возможна передача части акций муниципалитетам, что позволит реализовать положения ФЗ-131 о разграничении полномочий, то есть позволит муниципалитетам принимать участие в процессе организации и управления внутримуниципальными перевозками.

О.А. Катушева и Министр транспорта В.Ф. Кузнецов на конференции в Москве



Директор ГУП «Фирма Автовокзал» Анатолий Мызин

Приватизацию автовокзала мы считаем нецелесообразной, так как на данное предприятие возложены контрольные функции, функции оперативного управления движением автобусов, и оно является рычагом государственного регулирования рынка автотранспортных услуг на междугородных пассажирских линиях. Кроме того, на это предприятие возложены функции регулирования пригородных маршрутов, проходящих через систему автовокзалов и автостанций.
Фирма «Автовокзал» включает в себя 5 автовокзалов, 27 автостанций и 2 кассовых пункта.
В целях повышения качества обслуживания пассажиров в нашей области внедряется автоматизированная радионавигационная система диспетчерского управления движением автобусов. Бортовыми блоками оборудуются автобусы, принадлежащие перевозчикам всех форм собственности. Это является одним из условий допуска на маршрут.
Конкурс на допуск перевозчиков к работе на регулярных маршрутах пригородного и межмуниципального сообщения проводится Министерством транспорта Саратовской области. Критериями отбора являются техническое состояние транспортных средств, их соответствие виду и назначению перевозок, возможность качественного технического обслуживания транспортных средств, наличие и состояние специализированной производственной базы по техническому обслуживанию и ремонту, организация системы контроля технического состояния ТС , квалификация и стаж водителей, состояние обеспечения перевозчиком БД , наличие резервного подвижного состава, социальная защищенность работников. Победитель конкурса в течение 10-ти дней обязан подписать договор с организатором перевозок – Управлением автомобильного транспорта Саратовской области.
Областными законами Управлению даны значимые рычаги управления в сфере организации транспортного обслуживания населения, в том числе путём наложения штрафных санкций на нарушителей, о чём подробно Вас уже проинформировал Министр транспорта Саратовской области В. Ф. К узнецов.
Контролем соблюдения линейной и финансовой дисциплины перевозчиками всех форм собственности в Управлении занимается контрольно-ревизорская служба. В целях повышения эффективности работы этой службы нами заключены соглашения и проводятся совместные проверки с работниками налоговой инспекции, Управления государственного автодорожного надзора, ГИБДД, контрольно-ревизорским отделом «Саратовгорэлектротранса».
При организации перевозок пассажиров большое внимание уделяется работе по обеспечению безопасности дорожного движения. Каждое ДТП становится предметом разбора совместно с работниками ГИБДД и УГАДН . Обстоятельства, причины доводятся до сведения всех руководителей. Разрабатываются профилактические мероприятия по снижению аварийности, повышению личной ответственности руководителей.
Для работников отрасли и членов их семей удалось сохранить социальную сферу: поликлинику, детский оздоровительный лагерь «Орленок», учебный центр по подготовке специалистов отрасли, в состав которого входит юношеская автошкола.
Кроме обязательных учебных программ, в этом году учебным центром проведена большая работа по обучению водителей всех автобусов, в том числе частных, управлению автобусами в экстремальных условиях.

ЦДС МЕНЯЕТ СТИЛЬ РАБОТЫ
О внедрении автоматизированной радионавигационной системы информационного сопровождения и обеспечения безопасности междугородных пассажирских перевозок в Саратовской области рассказывают главный инженер Авдеев А. В . и директор ОАО ЦДС Катушкова Л. В .



ЦДС на автовокзале

Главный инженер А.В. Авдеев

В рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система» (ФЦП ГЛОНАСС ) в Саратовской области началось внедрение автоматизированной радионавигационной системы информационного сопровождения и обеспечения безопасности пассажирских перевозок. Обширная маршрутная сеть и большое удаление районов от центра требуют оперативного контроля за работой автобусов на линии.
Основные цели внедрения системы «АСУ-Навигация» в Саратовской области – обеспечение надёжного и безопасного функционирования междугородного пассажирского транспорта, формирование объективной информации о его функционировании.
В ноябре 2005 года на предприятии ОАО «Центральная диспетчерская станция» г. Саратова развернуто стационарное оборудование системы, включая мощный файл.сервер, интернет.сервер, автоматизированные рабочие места диспетчеров, технологов, административного и обслуживающего персонала системы.
Головным исполнителем работ – НПП «Транснавигация», г. Москва – реализованы принципиально новые технологии контроля и управления междугородным пассажирским транспортом, основанные на современных возможностях спутниковой навигации, подвижной связи, передачи данных по сети Интернет. При этом сбор навигационной информации всех контролируемых пассажирских транспортных перевозок, хранение и обработка этих данных осуществляются за счет вычислительных мощностей Центральной диспетчерской станции в Саратове.

Директор ОАО ЦДС Л.В. Катушкова

В городах области система внедряется поэтапно. При этом диспетчеры и другие специалисты автовокзалов городов Саратовской области будут подключаться к системе по сети Интернет. Данное решение, реализованное разработчиками системы, позволяет значительно сократить затраты на развертывание системы диспетчерского управления междугородными перевозками в городах Саратовской области.
Другим значительным преимуществом данного подхода является сокращение эксплуатационных затрат и отсутствие необходимости в городах области привлекать высококвалифицированных специалистов по администрированию системы.
Система АСУ «Навигация» реально обеспечивает автоматизированное выполнение основных технологических функций управления транспортом, в том числе:
– автоматический контроль маршрутизированного движения транспортных средств, выполняющих транспортную работу, и выдачу в автоматическом режиме сообщений об отклонениях от плана;
– реализацию управленческих воздействий диспетчера, который ведет контроль и управление движением транспорта в диалоговом режиме с компьютерной системой;
– формирование и вывод оперативных справок о работе отдельных транспортных средств и транспортной системы в целом.
На каждом транспортном средстве, работающем в системе, установлен мобильный навигационный блок, который за счет использования спутникового навигационного приемника передает GPS, получает информацию о точном месте нахождении и по GPRS каналу передает эти данные в Центральную диспетчерскую станцию г. Саратова. GSM канал связи обеспечивает постоянную связь диспетчера с водителем. На диспетчерских терминалах отображается вся информация о движении транспортного средства.



В центральном диспетчерском пункте    

На экране мобильного навигационного блока отображается текущая информация расписания движения транспортного средства по маршруту следования: наименования текущего и следующих остановочных пунктов, плановое время прибытия на текущий и следующие остановочные пункты.
Связь между водителем и диспетчером может осуществляться двумя способами, как голосом, так и путём обмена короткими текстовыми сообщениями.
В памяти навигационного блока имеются предустановленные текстовые сообщения для быстрого оповещения диспетчеров. Также в приборе имеется кнопка посыла сигнала SOS, которая применяется в экстренных ситуациях.
Система развивается в Саратовской области на принципах софинансирования. При этом объектами внедрения приобретается стационарное и мобильное бортовое навигационно.связное оборудование, вычислительная техника и базовое программное обеспечение, в то же время привязка программно-технологического обеспечения к условиям города, а также внедрение и обучение персонала осуществлены за счет федерального бюджета в рамках мероприятий Федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система».
В настоящее время к системе подключены 4 диспетчерских терминала на автовокзалах и автостанциях в городах Вольск, Балаково, Балашов, Энгельс.
Мобильными навигационными бортовыми блоками на сегодняшний день оборудованы 146 автобусов, работающих на междугородных и пригородных маршрутах. Всего до конца 2006 года планируется оборудовать 150 автобусов.
В ближайшее время за счет средств предприятий планируется установка 5 терминалов автоматизированного диспетчерского управления в Базарном Карабулаке, Ершове, Александровом Гае, Красноармейске, Петровске.

ГОРОДСКОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ
Краткая характеристика МУПП «Саратовгорэлектротранс», в состав которого в настоящее время входят 4 депо: Кировское трамвайное депо – 140 единиц подвижного состава; Заводское трамвайное депо – 108 единиц подвижного состава; Кировское троллейбусное депо – 95 единиц подвижного состава; Ленинское троллейбусное депо – 76 единиц подвижного состава. Кроме того, в целях обеспечения бесперебойной работы электротранспорта имеются автомашины аварийных служб в количестве 30 единиц.
Управление движением электротранспорта осуществляется Центральной диспетчерской службой (ЦДС ) предприятия, а также диспетчерами по выпуску каждого из вышеперечисленных депо.
О состоянии, проблемах и задачах городского общественного транспорта, а также горэлектротранспорта г. С аратова высказал свое мнение заместитель генерального директора МУПП «Саратовгорэлектротранс» Павел Сергеевич Кузнецов, который считает, что сложившаяся в Саратове транспортная ситуация обусловлена рядом причин.

Этот вагон давно ждет списания. Но чем заменить?

Прежде всего, это положение с пассажирскими перевозками, оно неудовлетворительное, но совершенно логичное и далеко не самое худшее. Всем хорошо известно, что с начала 90.х годов Правительством Российской Федерации и Государственной Думой были приняты законы, установившие бесплатный проезд на общественном транспорте для огромного числа категорий граждан (до 54 различных категорий), составлявших в совокупности более 50% всех жителей страны. Исполнение этих законов никем не финансировалось, а неисполнение каралось контролирующими и правоохранительными органами. Специфика городского общественного транспорта (ГОТ) такова, что обеспечить его рентабельность, даже при условии его полной и всеобщей оплаты, затруднительно, а в условиях более чем половинной бесплатности проезда просто невозможно. Муниципальные власти г. Саратова, как и других городов России, были поставлены перед выбором:
– дотировать городской общественный транспорт (что в полном объёме вообще было невозможно);
– не дотировать и таким образом привести его к ликвидации;
– обойти невыполнимые законы.



Автобусы и микроавтобусы дублируют трамвайный маршрут

Были выбраны все три пути одновременно: ГОТ дотировался, но только в объеме эксплуатационных расходов и даже ниже (за счет образования кредиторской задолженности). Это позволило растянуть ликвидацию ГОТ на годы и даже десятилетия. В результате город полностью лишился муниципальных городских автобусов, число которых составляло примерно половину всего парка ГОТ, почти в два раза сократился также парк трамваев и троллейбусов. Оказавшись более жизнеспособным, горэлектротранспорт обеспечивал в течение последнего десятилетия все льготные пассажирские перевозки. Это дало возможность городу создать параллельную, чисто коммерческую транспортную структуру, работающую в условиях полного самофинансирования и приносящую прибыль.
Условием существования подобной структуры был отказ от перевозки льготников, что согласно действовавших законов было возможно только для такси.
Отсюда и возникло, а затем быстро разрослось такое уродливое, с точки зрения организации массовых городских пассажирских перевозок, явление, как маршрутное такси – «ГАЗели». Это не чей.то злой или корыстный умысел, а единственно возможный выход из создавшегося положения. В противном случае город остался бы вообще без необходимого количества единиц ГОТ, а перевозки выполнялись бы методом частного извоза владельцами личных автомобилей. Коммерческая привлекательность городских пассажирских перевозок, не отягощенных наличием большого числа социальных льготников, обусловила быстрое насыщение частными «ГАЗелями» всех действующих в городе маршрутов, как автобусных, так и электрического транспорта, а также открытие десятков новых «газельных» маршрутов. Это привело к многократному дроблению магистральных пассажиропотоков, создалась ситуация, когда использование пассажироемкого общественного транспорта стало совершенно не рентабельным. В современных условиях в Саратове активно эксплуатируется уже более 110 «газельно-автобусных» и чисто «газельных» маршрутов, на которые ежедневно выходит порядка 1500 «ГАЗелей» (для сравнения: в г. Казани, превосходящем Саратов и по территории, и по числу жителей, всего 22 «газельно-автобусных» маршрута). Результаты «газелизации» города очевидны: это постоянные пробки как на центральных, магистральных, так и второстепенных улицах города и резкое снижение безопасности движения, безопасности пассажироперевозок, обвальный рост нарушений ПДД.

Дорожники стоят далеко от проблем электротранса. Зато частный извозчик очень близко.

Ситуация изменилась только с вступлением в силу с 1.01.2005 года Федерального закона 122-ФЗ: «маршрутки» уже не являются единственно возможным видом ГОТ и через некоторое время будут вытеснены с пассажиронасыщенных маршрутов рыночными или административными мерами. Вопрос не в том, ликвидировать «газельные» маршруты или нет, а в том, каким именно видом (или видами) ГОТ они будут заменены – электрическим или автобусами. Разумеется, процедура замещения может быть только следующей: сначала насыщение маршрута необходимым количеством пассажироемкого подвижного состава и только затем ликвидация «газельных» маршрутов.
Понятно, что это потребует определенного времени. Так, администрацией города прорабатывается проект приобретения новых троллейбусов для их использования на центральных маршрутах города, и по мере их поступления дублирующие «газельные» маршруты будут закрыты. Ликвидации подлежат не «ГАЗели» как вид ГОТ, а маршруты: «ГАЗели» и дальше будут обслуживать транспортные направления с малой пассажироемкостью, использоваться для подвоза пассажиров к магистральным маршрутам ГОТ, для сезонных перевозок. Исследуется также вопрос об использовании «ГАЗелей» для обслуживания обычных маршрутов в вечернее и ночное время – весьма перспективный сектор пассажироперевозок. Однако все это в принципе уже решенные вопросы, находящиеся в стадии реализации. Уменьшение числа «ГАЗелей» на улицах города, особенно в его центральной части, позволит несколько снизить степень транспортной загруженности улиц города, но кардинального решения проблемы не даст. Главная транспортная проблема г. Саратова с его узкими улицами – возрастающая автомобилизация.

Таких троллейбусов ждут горожане Саратова    

Хаотичная застройка центра города новыми многоэтажными жилыми домами значительно повысила плотность населения в центральных районах. Владельцы новых квартир весьма мобильны, каждый второй использует личный автомобиль для ежедневных поездок на работу, по городу, за покупками. Стремительный рост данной социальной группы, несомненно, обусловит быстрое поглощение транспортных пространств, которые высвободятся в связи с ликвидацией «газельных» маршрутов.
Таким образом, наиболее популярная в современных условиях идея решения проблемы транспортной перегруженности улиц города посредством ликвидации «газельных» маршрутов в данном отношении совершенно не продуктивна, ее реализация даст лишь незначительный и кратковременный эффект. «ГАЗели» как наиболее опасный, неэкологичный, некомфортабельный вид ГОТ подлежит устранению с центральных улиц города в любом случае. Это обязательная, но совершенно недостаточная мера для решения транспортной проблемы города. Главная и наиболее трудная часть проблемы – использование личных автомобилей для ежедневных поездок по городу. Наличие значительного и быстро растущего автопарка личных автомобилей в центре города лишает смысла даже административные ограничительные меры.
Строительство новых дорог, превращение второстепенных улиц города в оживленные автомагистрали едва ли отвечает интересам жителей города.
Расширение имеющихся в городе автодорог, строительство развязок сопряжено с большими затратами, ведёт к окончательному уничтожению остатков растительности на улицах города, ещё большему ухудшению экологии и не только не улучшит транспортную ситуацию, а спровоцирует ещё больший рост автомобилизации.
Основой же стратегии развития ГОТ г. Саратова на перспективу является только развитие муниципального городского электротранспорта. Электрический транспорт самый пассажироёмкий, самый экологичный, самый экономичный и, как показал наш собственный опыт, самый надежный вид ГОТ. Главная стратегическая задача развития горэлектротранспорта – сделать поездки на трамваях и троллейбусах более привлекательными для владельцев личного автотранспорта, чем в собственном автомобиле. Объективные возможности для этого имеются: более высокая скорость передвижения за счёт использования обособленного пути и выделенных полос движения; отсутствие проблем с парковкой, заправкой.
Следовательно, единственный реальный путь – создание приемлемой, а лучше даже более привлекательной альтернативы в виде современного, комфортабельного, скоростного и недорогого горэлектротранспорта. Только выполнение всех этих условий может оказаться достаточным побудительным мотивом для части автовладельцев, чтобы добровольно отказаться от ежедневных поездок по городу на личном автомобиле.
Большое значение имеет также социальная составляющая городского электрического транспорта: трамваи и троллейбусы являются единственным видом транспорта для нуждающихся граждан г. Саратова.
Трамваи и троллейбусы изначально спроектированы как социальный вид транспорта, их практически невозможно использовать для других целей, даже простая коммерческая эксплуатация является сложным вопросом. Любые вложения в горэлектротранспорт – это одновременно решение социальных проблем города, реальная социальная защита всех жителей г. Саратова, особенно нуждающихся категорий граждан.
Масштабность проблемы, ее очевидная высокая затратность, огромная социальная значимость, а также неотвратимость побудили администрацию г. Саратова разработать стратегическую концепцию развития ГОТ, провести ее общественную презентацию и приступить к скорейшей поэтапной реализации, корректируя в ходе выполнения.
Данная концепция прошла необходимую предварительную проработку в городской администрации.
Проведена общественная экспертиза выбранной стратегии развития, ее соответствия интересам всех категорий граждан г. С аратова. Разработаны и постепенно внедряются проекты реконструкции трамвайной сети, обновления подвижного состава, замены микроавтобусов подвижным составом большой вместимости. Главным сдерживающим фактором их реализации является проблема финансирования. Приобретение подвижного состава, реконструкция трамвайных путей и контактных сетей – это сотни миллионов рублей в год.

Этому участку пути требуется срочная замена. Иначе произойдет излом рельса и сход вагонов.

Зазор в стыках более 60 мм приводит к разрушению пути и подвижного состава. На этом участке пассажиры ощущают сильную тряску

Городской бюджет не располагает такими средствами и не может в одиночку профинансировать такое глобальное мероприятие. Однако совместными усилиями, с привлечением средств областного бюджета, федеральных средств, внебюджетных фондов проблема может быть решена. И инициатором должен выступить именно городской бюджет. Когда стратегия действий определена, ее общественная значимость безусловна, можно рассчитывать даже на долговременные целевые зарубежные инвестиции – такой проект также разработан в администрации города и рассматривается потенциальным инвестором.
Из стратегической концепции развития городского общественного транспорта г. Саратова на период с 2008 по 2010 годы: «Степень обособления от автомобильного потока и преимущества рельсового транспорта на пересечениях являются приоритетными задачами реконструкции транспортной инфраструктуры города Саратова. На нерельсовых магистральных направлениях ГОТ г. С аратова целесообразно выделять полосы для троллейбусов и автобусов большой вместимости с ограничениями движения по ним автомобильного транспорта.
Принципиально важно при решении проблемы обособления ГОТ исходить из первичности обеспечения максимально возможной степени обособления ГОТ и вторичности интересов прочих участников движения г. Саратова, особенно в его центральной части. Подобный подход к организации (реорганизации) транспортной схемы г. С аратова позволяет не просто увеличить привлекательность ГОТ, но и значительно повысить эффективность и комфортность всех участников движения города Саратова, в том числе и владельцев личного автотранспорта, благодаря ликвидации пробок и 1,5–2-кратному уменьшению количества ГОТ на улицах города».

Президиум совещания    

РЕПОРТАЖ ИЗ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «ОРЛЕНОК»
Детский оздоровительный лагерь «Орленок» был построен силами автотранспортных предприятий Саратовской области в 1979 году по инициативе начальника Приволжского территориального транспортного управления Кокушкина А. А.

Детский оздоровительный лагерь «Орленок» находится в живописном лесном массиве, в двух километрах от города Маркса. Занимаемая площадь земельного участка под лагерем «Орленок» составляет 8,8 га. Проектная наполняемость лагеря 240 мест; каждый оздоровительный сезон в Орленке отдыхают более 1000 детей.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В этот же период времени в оздоровительном лагере «Орленок» ассоциацией «Авторесурс» было проведено совещание руководителей и работников снабжения предприятий автомобильного транспорта Саратовской области и ряда приглашенных областей.
На совещании много говорилось о несертифицированных запасных частях, приводилась статистика ГИБДД МВД России по дорожно-транспортным происшествиям.
С основным докладом выступил президент ассоциации «Авторесурс» Евгений Яковлевич Волохов.
Он подчеркнул, что особенность современного периода – это дальнейшее углубление рыночных реформ, разгосударствление собственности, передача предприятий транспорта в муниципальную, в частную собственность.
Мы просто не вправе не помочь всем участникам транспортного процесса, чем можем, чтобы автобусов как можно больше выходило на линию, причём с высоким элементом надежности, отметил он. В системе нынешнего Министерства транспорта РФ нет достаточно сильного органа, который бы координировал автотранспортную отрасль.
В Департаменте всего 55 человек, и называется он Департаментом государственной политики в области дорожного хозяйства, автомобильного и городского пассажирского транспорта. Как видите, на первое место поставлено дорожное хозяйство, что фактически и предопределяет его деятельность.
РАС также недостаточно оказывает реальную помощь автотранспортникам. В принятых Правительством РФ транспортной стратегии России до 2020 года и в стратегии развития транспорта России до 2010 года разделы автотранспорта практически отсутствуют. Е. Я . В олохов отметил, что проблемам материально-технического обеспечения ни Минтранс России, ни РАС не уделяют вообще никакого внимания.
Может быть, в условиях рынка это как.то оправдано, однако, по мнению специалистов по ресурсообеспечению, госструктуры не должны вообще отмахиваться от этих проблем. И там, где это понимают, как, например, в Минтрансе Московской области, там и вопросы обеспечения решаются куда более успешно. Как могут Минтранс России, РАС оставаться безучастными, если автобусный парк устарел на 60–70%, а в ряде предприятий и того больше? Ежедневно по этой причине и из.за отсутствия запасных частей не выходит на линию до 30% машин.
Или такой больной вопрос, как дорожно-транспортные происшествия. Ведь из-за плохих автошин, тормозов, других некачественных деталей совершается от 3 до 5 процентов ДТП , а по причине, например, плохих охлаждающих жидкостей в 2–3 раза быстрее изнашиваются двигатели транспортных средств.
На прошедшей 11 октября Коллегии Министерства вице-премьер С. Б . Иванов одной из главных причин авиакатастроф назвал негодные старые, поддельные запасные части. Разве могут государство, Правительство, Министерство оставаться безучастными к этому? Е. Я . Волохов выразил мнение участников ассоциации о необходимости создания в Департаменте специальной структуры на уровне Управления или как минимум отдела, которая бы занималась вопросами МТО, изучала на госуровне конъюктуру рынка, потребности регионов, взаимодействовала с заводами-поставщиками, следила за качеством продукции, ценообразованием, анализировала снабженческие процессы, держала связь и изучала зарубежный опыт, добивалась инвестиций, госзаказов, решала другие многочисленные вопросы. Может быть, такой орган нужен и в структуре Министерства для комплексного решения проблем в масштабе отрасли.
О. А. Катушева напомнила, что ассоциация «Авторесурс» создана в 1999 году с целью координации работы по поиску более эффективных путей в области материально-технического обеспечения автотранспортных предприятий качественными запасными частями и эксплуатационными материалами. Всем известно, что 15–20% ДТП происходят из.за низкого технического состояния подвижного состава, в т. ч. по причине применения некачественных запасных частей и эксплуатационных материалов. Отражается это и на технико-эксплуатационных показателях работы парка автомобилей.
Современный рынок запасных частей готов предложить сотни тысяч производителей. К сожалению, очень сложно из продукции, поступающей на рынок, выбрать качественную. О. А. Катушева выразила надежду, что совещание поможет найти решение многих отраслевых вопросов, тем более, что в его работе принимает участие Министр транспорта области В. Ф. Кузнецов.



Обсуждение договора о сотрудничестве    

Продолжил разговор Семенов Геннадий Иванович. В порядке информации он доложил, что ГУП «Мострансавто», где он работает заместителем генерального директора, месяц назад отметило свой 80-летний юбилей, а возглавляемое им Управление МТС – 40.летний юбилей. Все социально значимые объекты – культурно-оздоровительные центры, лагеря, стадионы – в системе ГУП «Мострансавто» удалось сохранить за счёт собственных возможностей от перевозочной деятельности. А транспортных средств у предприятий Мострансавто – около 6,0 тыс. единиц, эксплуатацию которых усложняет большая разномарочность (свыше 90 марок автобусов). Для поддержания парка автобусов в надлежащем состоянии ГУП движется в 2-х направлениях. Первое – это обновление транспортных средств, которое требует больших капитальных вложений. Другая форма – это лизинговая схема, по которой в 2005 году было приобретено 800 новых ЛиаЗов.
В 2006 году было приобретено 1150 новых микроавтобусов «Мерседес-Спринтер». Они заменили «ГАЗели». Приобретаются также в лизинг 600 новых автобусов турецкого производства. Кроме того, в системе ГУП «Мострансавто» имеется четыре авторемонтных предприятия, завод по восстановлению автошин и изготовлению резино-технических изделий, есть научно-технический центр, на котором отрабатываются новые технологии, в том числе ремонта иномарок. Чтобы это все содержать, необходимо постоянное наличие материально-технических ресурсов. Устоявшиеся, торгующие хорошими запасными частями организации, в желтой прессе и наклейками на заборах себя не рекламируют. Это не долго существующие организации, торгующие неликвидными, бракованными изделиями, поэтому и цены заманчиво низкие. Г. И . Семенов поделился опытом работы своего управления по ресурсообеспечению: поиску поставщиков, изучению спроса филиалов, заключению договоров, проведению информационной работы с ПАТП и т. д. Он выразил свою признательность руководителям фирм-поставщиков, находящимся в зале, за поставляемую ими
качественную сертифицированную продукцию. В заключение Г. И . Семенов остановился на недостатках в работе отдельных служб материально-технического обеспечения регионов – отсутствии целевых программ, законов, что приводит к злоупотреблениям, а также предложил саратовцам руку помощи в этом деле.
По теме проводимого совещания выступили все желающие. В заключение был принят договор о сотрудничестве между Министерством транспорта Саратовской области и ассоциацией «Авторесурс» в области поставок продукции на авторемонтные цели.

ПРОФСОЮЗНАЯ ЖИЗНЬ
В оздоровительном лагере «Орленок» прошёл ещё один «политический» акт. Было оглашено и подписано Областное тарифное соглашение работников автомобильного транспорта. Вот что сказал об этом председатель обкома профсоюза Г. П . Сурков.
Центральным комитетом профсоюза совместно с Федеральным дорожным агентством, ассоциациями РАДОР и АСПОР, Департаментом государственной политики+, Российским автотранспортным союзом утверждено Положение о социальном партнерстве.
Это Положение закрепило правовую основу социального партнерства, начиная с федерального уровня и заканчивая коллективными договорами, что предусматривает совместное участие в разработке и осуществлении мероприятий по совершенствованию экономической, тарифной, кадровой и социальной политике на автомобильном транспорте.

В результате автотранспортники имеют повышенные минимальные гарантии по оплате труда.
Размеры минимальных тарифных ставок для рабочих 1 разряда постоянно увеличиваются. Вступил в силу Трудовой Кодекс в новой редакции. Конечно, его нельзя назвать «идеальным», но общероссийский профсоюз много внес предложений в Госдуму и принимал активное участие в комиссиях Госдумы, и эта работа продолжается. В частности, были внесены существенные изменения в раздел по охране труда.
Автотранспортники прожили трудные времена реорганизации предприятий в условиях ограниченного финансирования работы, что вызвало многочисленные случаи массовых сокращений рабочих мест. Участились случаи давления на руководителей и членов профсоюзных организаций. Поэтому обсуждаемое отраслевое соглашение по автомобильному транспорту на 2006 – 2008 годы – очень важный документ, который всегда должен находиться на столах работодателя и председателя профкома. Соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений, определяет условия оплаты труда, охраны труда, режимы труда и отдыха, а также трудовые гарантии и льготы независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.
Участники совещания сочли необходимым принять областное отраслевое соглашение по автомобильному транспорту на 2006–2008 годы. Что и было сделано.

Материал подготовил В. Г. Родионов, первый заместитель главного редактора журнала «АТП»

На главную страницу    Назад