На главную страницу    Назад

ТИПЫ РИСКОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ
ТРАНСПОРТОМ ИЗ ЕВРОПЫ В АЗИЮ

(Журнал "Автотранспортное предприятие" N 09 за 2007 год)

Н. А. Полунина,
начальник Управления страхования транспортных операторов ОСАО «Ингосстрах»

В настоящее время существует большая заинтересованость в развитии перевозок по Великому Шелковому пути, по евроазиатским сухопутным транспортным коридорам, в создании благоприятных условий для транзита грузов, при которых будет гарантирован минимальный срок доставки, обеспечена сохранность груза и безопасность перевозок, что позволит предложить грузовладельцам конкурентоспособные тарифы и условия доставки.

До сих пор для большинства грузовладельцев путь от российских границ на Дальнем Востоке до Прибалтики по суше – это terra incognita. И именно эта неопределенность, с которой они сталкиваются при транспортировке груза на этом участке пути, – основной фактор, существенно повышающий степень риска. А это, в свою очередь, сказывается на общей стоимости фрахта. Поэтому в условиях, когда точные сроки транзита не могут быть гарантированы, а также существуют проблемы, связанные с недостаточной развитостью сопутствующего сервиса и инфраструктуры, большинство грузовладельцев предпочитают более длинный, но более спокойный морской путь.
Тем не менее, при осуществлении перевозок между Европой и Азией рыночная «ниша» автомобильного транспорта реально существует. Её явными преимуществами являются скорость, отсутствие необходимости перегрузок, доставка от двери до двери и приемлемая стоимость услуг.
Рассмотрим риски, которые могут возникнуть в процессе перевозки грузов по пути из Европы в Азию и обратно.
Разделим участников транспортного процесса на две большие группы:
Грузовладельцы – это получатели, отправители, поставщики грузов.
Основным риском для данной группы было и остается повреждение или утрата груза во время транспортировки по любой причине. Большое число транспортных происшествий, сложная криминогенная ситуация, непредсказуемость погодных явлений создают высокую вероятность возникновения данного риска. Поэтому компании – грузовладельцы товаров – хотят получить гарантии того, что груз будет доставлен в место назначения или, в крайнем случае, что их возможные убытки будут возмещены.
Ко второй группе относятся транспортные операторы.
Здесь существует несколько групп рисков.

РИСКИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Риски, связанные с возникновением ответственности перед владельцем груза за его гибель, повреждение или утрату в процессе перевозки. Как правило, эта группа рисков встречается наиболее часто и может нанести весьма значительный ущерб финансовому состоянию транспортной компании, ведь зачастую стоимость перевозимых грузов весьма высокая.
Кроме того, перевозка отдельных категорий грузов (таких, например, как высокоточное оборудование) требует от транспортной компании соблюдения дополнительных мер по обеспечению сохранности груза в процессе перевозки и бережного обращения с ним при проведении погрузочно-разгрузочных операций.
Таким образом, объем ответственности транспортного оператора при осуществлении доставки или хранения таких грузов существенно расширяется и, следовательно, степень возможного риска для компании резко возрастает.
Риски, связанные с возникновением ответственности перед владельцем груза за просрочку в его доставке, за выдачу груза в нарушение указаний о задержке выдачи, за неправильную засылку груза и за иные финансовые потери грузовладельца, понесенные им по вине транспортного оператора.
Риски, связанные с возникновением ответственности перед государством в лице таможенных органов в связи с недоставлением товаров в таможенный орган назначения. Здесь возникает ответственность за уплату ввозных/вывозных таможенных пошлин и сборов в связи с нарушением процедуры TIR.
Риски, связанные с возникновением ответственности перед третьими лицами за нанесение перевозимым грузом вреда имуществу, жизни и/или здоровью людей, а так-же за нанесение вреда окружающей природной среде.
Риски, связанные с возникновением ответственности вследствие гибели, повреждения или утраты трейлера или контейнера, не принадлежащего транспортной компании, но находящегося в её владении и пользовании.

СОБСТВЕННЫЕ РИСКИ КОМПАНИИ

Риски, связанные с гибелью, повреждением, утратой собственного или арендованного транспортного средства (ДТП, пожар, угон). Риски, связанные с нанесением вреда жизни и/или здоровью людей самим транспортным средством.
Различные виды расходов, связанных с ликвидацией последствий аварий (спасение груза, минимизация ущерба), проведением экспертиз, защитой собственных интересов компании, осуществлявшей доставку груза, а также расходы, которые несёт компания в случае болезни водителя или несчастного случая, произошедшего с ним.
Такое большое количество и разнообразие рисков, возникающих в процессе перевозки груза, может существенно сказаться на финансовом состоянии всех участников транспортного процесса. Одним из инструментов, способных обеспечить устойчивость функционирования всей системы евроазиатского транзита грузов автомобильным транспортом, может стать новая система страхования. Отдельные компоненты этой системы внедрены уже сейчас, однако актуально создание комплекса страховых услуг, включающего в себя как собственно страхование различных рисков, так и дополнительный сервис, в который будут включены услуги аварийных комиссаров и сюрвейеров как в конечных пунктах (в портах и железнодорожных станциях), так и на всём пути следования груза.
Таким образом, страхование может являться и является частью транспортного сервиса, позволяющего транспортным операторам быть уверенными в своей финансовой защищённости, а грузовладельцам – в сохранности груза при перевозках в случае каких-нибудь происшествий, а также в оперативном возмещении понесённых убытков.
В подтверждение сказанного хочу отметить, что все большее число транспортных компаний и компаний-владельцев груза предпочитают не волноваться каждый день о своих возможных потерях и не зависеть при принятии управленческих решений от вопроса «А вдруг что-нибудь случится?».
Какой же должна быть политика транспортной компании, чтобы повысить безопасность и надёжность операций, и какова важность рекомендаций, разработанных IRU, по обеспечению безопасности перевозок грузов?
Есть несколько способов вести транспортный бизнес, позволяющих повысить безопасность и надёжность операций.
Первый заключается в том, чтобы оценить для себя вероятность риска, исходя из стоимости груза и условий перевозки, и отказаться от работы с дорогостоящими грузами, возмещение стоимости которых может привести к крупным финансовым потерям компании, а также от перевозок грузов на значительные расстояния и прочее. Этот путь означает добровольный отказ от наиболее выгодных контрактов, сотрудничества с крупными поставщиками, высоких фрахтов и в итоге – от создания базы для долгосрочного процветания транспортной компании, повышения её финансовой устойчивости и расширения бизнеса.
Другой способ – заключить договор с охранным предприятием на постоянное сопровождение перевозимых грузов. Однако он является весьма хлопотным, удорожает стоимость услуг самой транспортной компании и, что самое главное, также не даёт 100%-ой гарантии сохранной доставки груза.
Ещё одним способом является защита интересов транспортной компании путём страхования. Если верить истории, данный способ был изобретён самими перевозчиками грузов и грузовладельцами. В настоящее время как транспортные операторы, так и компании-поставщики, которые в процессе своей деятельности сталкивались с убытками или были знакомы с печальными примерами своих коллег, всё чаще обращаются к страхованию как к надёжному способу минимизации рисков. В последнее время многие компании стали интегрировать в систему управления бизнесом систему риск-менеджмента, что позволяет не только снизить чувствительность предприятия к прогнозируемым рискам, но и минимизировать тяжесть их последствий, повысить безопасность и надёжность операций.
В качестве экспертов и партнеров в разработке программы риск-менеджмента часто привлекаются страховые компании. Квалифицированные страховщики имеют возможность правильно оценить риски, которые сопутствуют деятельности крупной компании, и могут предложить соответствующую программу страхования.
Но способен ли страховщик полностью взять на себя функции риск-менеджера компании-клиента?
Очень бы хотелось ответить однозначно «да», но, к сожалению, это невозможно. Минимизация рисков – это, прежде всего, совместная деятельность страхователя и страховщика, в которой особенно важным элементом является взаимное доверие сторон. Так же, как для врача важно знать все о своем пациенте для правильного определения метода лечения, так и для страховщика важно вникнуть во все нюансы бизнеса страхователя для разработки оптимальной страховой защиты именно для него.
Любая транспортная организация должна предвидеть и оценить риски, которые могут возникнуть в процессе перевозки грузов или пассажиров, и обеспечить гарантированное возмещение вреда пострадавшим.
Значительный моральный и материальный ущерб участников дорожного движения (водителей, пешеходов, пассажиров) и перевозочного процесса (грузоотправителей, грузополучателей, автотранспортных предприятий), возникающий вследствие ДТП, объективно предполагает необходимость страховой защиты как физических и юридических лиц, являющихся непосредственными участниками конфликта, так и третьих лиц, случайно пострадавших в ДТП.
Основными направлениями повышения безопасности и надежности операций со стороны транспортного оператора являются:
1. Соблюдение требований нормативных и законодательных актов, регламентирующих процесс перевозки.
2. Страхование своей ответственности за перевозимый груз вне зависимости от наличия страхования груза (ведь это защита своих интересов).
3. Соблюдение инструкций и рекомендаций IRU по обеспечению безопасности перевозок грузов, а также рекомендаций национальных Ассоциаций международного автомобильного транспорта.
Как вы знаете, рекомендации IRU по безопасности представляют собой собрание правил, направленных на обеспечение как антитеррористической, так и традиционной безопасности. Их важность для транспортных операторов заключается в том, что данные рекомендации носят общий характер.
При этом ситуации, возникающие на дорогах, специально максимально конкретизированы и приближены к реальности. Это специальное руководство по оказанию информационной поддержки автотранспортным организациям и помощи им в принятии целесообразных и взвешенных профилактических мер, направленных на снижение риска хищений или использования грузов или автотранспортных средств для проведения террористических актов. Следование рекомендациям IRU позволит транспортным операторам существенно минимизировать свои риски.
Конечно, немаловажную роль в повышении безопасности перевозок грузов должно играть и тесное взаимодействие отраслевых и государственных организаций – взаимодействие, которое существует в ряде европейских стран и которое должно стать одним из важнейших инструментов развития государственно-частного партнерства.
Какими возможностями обладает страховая компания по снижению степени риска и компенсации убытков?
Мировая практика свидетельствует: страхование является неотъемлемой частью транспортного сервиса и элементом гарантии финансовой стабильности транспортного оператора. Сегодня страховщики предлагают большой набор страховых услуг, включающих несколько видов страхования, объединенных одним классом страховых рисков, связанных с эксплуатацией автотранспортных средств.
Основными видами страхования на автомобильном транспорте являются:
– страхование автотранспортных средств;
– страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
– страхование ответственности транспортных операторов за сохранную доставку грузов перед грузовладельцами и таможенными органами;
– страхование самих грузов;
– страхование жизни и здоровья водителей и пассажиров транспортных средств.
Компания может выбрать из пакета страхования любые риски и совместно со специалистом страховой компании определить оптимальный для неё вариант страховой защиты с приемлемой страховой премией. В любом случае расходы на страхование не идут ни в какое сравнение с размерами возможных убытков. А правильный выбор страховщика – это выбор собственного спокойствия.
Что касается возможностей страховой компании по снижению степени риска, то к ним прежде всего относятся инвестиции в сервисную систему, которая должна обеспечивать водителей и страхователей поддержкой по любым возникающим у них вопросам.
Наиболее важной частью работы сервисной системы является аварийное комиссарство. При возникновении страхового случая аварийный комиссар, действуя по поручению страховой компании, выезжает на место дорожно-транспортного происшествия или место выгрузки груза, осуществляет оценку убытка, производит расследование обстоятельств и причин возникновения убытка, нередко участвует в урегулировании конфликтов страхователя с третьими лицами, готовит документы для рассмотрения претензии страхователя страховой компанией. Основная задача аварийного комиссара – это защита интересов страхователя и страховой компании на стадии возникновения обстоятельств, которые могу т повлечь за собой в дальнейшем предъявление претензий к страхователю и страховой компании.
С самого начала все действия аварийного комиссара контролируются и согласовываются со страховой компанией.
Одним из наиболее важных аспектов работы страховой компании в этом направлении является подбор квалифицированных сюрвейеров, способных оперативно и на высоком профессиональном уровне выполнять поставленные перед ними задачи.
Еще одним важным аспектом деятельности сервисной службы является оказание страхователям юридической помощи. Сотрудники страховой компании оказывают страхователям поддержку по тем юридическим вопросам, которые в дальнейшем могут повлиять на предъявление к страхователю претензий. Такая поддержка предполагает: участие в переговорном процессе с контрагентами страхователя, предоставление юридических консультаций, корректировку договоров поставки/перевозки, судебное сопровождение.
Для оперативного оказания помощи страхователю также должна быть создана так называемая «телефонная горячая линия», чтобы при возникновении нештатных ситуаций страхователь имел возможность обратиться к специалисту страховой компании и получить соответствующие консультации о порядке действий.
Второе направление деятельности страховой компании – это участие в совершенствовании правовой базы с целью облегчения жизни транспортным операторам. Не секрет, что несовершенство отдельных правовых актов создает барьеры на пути международного сотрудничества.
Третье направление деятельности – оказание поддержки тем научно-производственным предприятиям, которые занимаются инновационными технологиями на транспорте, в частности, развитием систем наземной спутниковой навигации, являющихся одними из наиболее эффективных средств предупредительных мероприятий.

На главную страницу    Назад