На главную страницу    Назад

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО РАСЧЕТУ СТОИМОСТИ ОКРАСОЧНЫХ РАБОТ И РАБОТ ПО УСТРАНЕНИЮ ПЕРЕКОСОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

(Журнал "Автотранспортное предприятие" N 01 за 2007 год)

Ю.В. Андрианов,
директор научного центра ОАО «НИИАТ», канд. техн. наук
В.И. Кравчинский,
аспирант ОАО «НИИАТ»

Одной из актуальных методических проблем оценки транспортных средств, судебной экспертизы и независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО является расчет стоимости окрасочных работ и работ по устранению перекосов. Окрасочные работы назначаются более чем в 90% случаев при определении размера ущерба и стоимости ремонта поврежденных
транспортных средств.

Проблема расчета стоимости окрасочных работ обусловлена в первую очередь тем, что применяемые в настоящее время методы расчета стоимости окрасочных работ ориентированы на применение информации о трудоемкости окраски по конкретным маркам и моделям транспортных средств. Так как разработка информационно.справочного обеспечения работ по окраске для всего постоянно растущего мирового модельного ряда (в настоящее время более 20000 марок, моделей и модификаций транспортных средств) объективно невозможна, происходит существенное снижение достоверности и доказательности результатов расчета стоимости окраски транспортных средств.
Проблема расчета стоимости работ по устранению перекосов обусловлена тем, что работы по устранению перекосов являются одними из наиболее трудоемких и дорогостоящих видов работ, характеризующихся из менением геометрических параметров базовых конструктивно.каркасных элементов транспортного средства, а также каркасов съемных элементов.
В настоящей статье излагается принципиально новый методический подход, позволяющий решить указанные проблемы. Он основывается на том, что трудоемкость работ определяется не маркой транспортного средства, а зависит от технологии окраски, материала и конструктивной сложности окрашиваемого элемента, площади окрашивания в случае окрасочных работ и технологии ремонта, сложности перекоса и материала, из которого изготовлен автомобиль, в случае работ по устранению перекосов.
В общем случае стоимость работ по окраске транспортного средства или его элементов рассчитывается по формуле:

где  – стоимость 1 нормо-часа работ по окраске, руб.;
 – трудоёмкость работ по окраске, нормо-час;
 – трудоёмкость подготовительно-заключительных работ к окраске, нормо-час;
n – количество видов материалов, необходимых для проведения окрасочных работ;
 – рыночная стоимость одной единицы измерения (кг, л и т. д.) i-го вида материала, который используется при проведении окрасочных работ, руб.;
 – удельная норма расхода i-го вида материала, который используется при проведении окрасочных работ, единица материала/кв.м.;
 – окрашиваемая площадь, кв. м.
Рыночная стоимость одного нормо-часа  работ по окраске определяется по результатам статистического выборочного наблюдения или по данным ценовых справочных материалов. Выборочное наблюдение проводится в границах товарного рынка услуг по ремонту транспортных средств среди юридических и физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке и выполняющих работы по ремонту транспортных средств в соответствии с требованиями Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств. Стоимость одного нормо-часа определяется как среднее арифметическое результатов выборочного наблюдения.
Трудоемкость окраски  является суммарной трудоемкостью технологических операций и зависит от типа лакокрасочного покрытия (одно, двух и трёхслойное покрытие), конструктивной формы поверхности окрашиваемого элемента кузова (оперения) и площади окраски.
Классификация элементов кузова и оперения по их конструктивной форме для расчета трудоёмкости работ по окраске приведена в таблице 1.

Таблица 1
ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТРУКТИВНОЙ ФОРМЫ ПОВЕРХНОСТИ ЭЛЕМЕНТА

Расчётное значение окрашиваемой площади  при определении трудоемкости окраски равняется:
– площади окрашиваемого нового элемента (приваренная деталь, съемная деталь), устанавливаемого при замене поврежденного элемента;
– сумме площади окрашиваемой зоны повреждения и дополнительной площади данного элемента, необходимой для обеспечения перехода цвета (в случае окраски пятном);
– сумме площади окрашиваемого элемента и площади окрашивания прилегающих элементов (в случае использования метода перехода цвета на соседний элемент);
– общей наружной площади поверхности транспортного средства (при наружной окраске);
– суммарной площади наружных и внутренних поверхностей транспортного средства, подлежащих окраске (при полной окраске).
Трудоёмкость работ  по окраске отдельных элементов транспортного средства, а также кузова в целом рассчитывается следующим образом.
Для однослойной окраски расчет трудоемкости (нормо-час) проводится по формуле:

Для двухслойной окраски расчет трудоемкости (нормо-час) проводится по формуле:

Для трехслойной окраски расчет трудоемкости (нормо-час) проводится по формуле:

Подготовительно-заключительные работы к покраске выполняются один раз независимо от количества окрашиваемых элементов. Трудоемкость подготовительно-заключительных работ  составляет в среднем 2 нормо-часа. При одновременной окраске металлических и пластмассовых элементов допускается увеличение трудоемкости подготовительно-заключительных работ  на 0,6 нормо-часа для однослойной окраски и на 0,8 для двух- и трехслойной, что обусловлено необходимостью приготовления различных грунтовочных материалов для окраски металлических и пластмассовых элементов.
В состав материалов, используемых для окраски, входят: краска (эмаль), прозрачный лак, шпатлёвка, грунтовка, порозаполнители, отвердитель и растворитель, шлифовальная шкурка, чистящие и вспомогательные средства, материалы для укрывания не окрашиваемых поверхностей.
Определение рыночной стоимости одной единицы материала (л, кг и т. д.), используемого для окраски, производится статистическим выборочным методом в границах товарного рынка материалов для ремонта транспортных средств. Стоимость одной единицы материала определяется как среднее арифметическое результатов выборочного наблюдения. При выборе стоимостных параметров по окрасочным материалам рекомендуется для транспортных средств с действующей гарантией на окрасочное покрытие назначать расценки фирменного сервиса.
Норма расхода материала определяется в соответствии с нормативно-технической документацией по нормированию расхода материалов на окраску транспортных средств и рекомендациями изготовителей материалов. Одним из основных недостатков данной документации является то, что она не учитывает зависимость удельной нормы расхода материала от площади окраски. При увеличении площади окрашивания происходит уменьшение удельного расхода окрасочного материала, обусловленное сокращением потерь материала из.за значительной ширины (10–15 см) факела распылителя окрасочного пистолета, а также снижения частоты его переключения.
Расчет удельной нормы расхода материалов для проведения окрасочных работ проводится следующим образом.
Удельный расход эмали (кг/кв.м.) для двух- и трёхслойной окраски транспортных средств рассчитывается по формуле:

Удельный расход растворителя эмали (кг/кв.м.) для двухи трехслойной окраски транспортных средств рассчитывается по формуле:

Удельный расход лака (кг/кв.м.) для двух- и трёхслойной окраски транспортных средств рассчитывается по формуле:

Удельный расход грунта (кг/кв.м.) для окраски транспортных средств рассчитывается по формуле:

Удельный расход рас творителя грунта (кг/кв.м.) для окраски транспортных средств рассчитывается по формуле:

В практике оценки транспортных средств применяется укрупненная классификация перекосов, которая приведена в таблице 2.

Таблица 2
УКРУПНЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕРЕКОСОВ

Устранение перекоса базовых конструктивно-каркасных элементов производится путем восстановления геометрии поврежденных элементов при помощи правки, вытяжки и усадки. В связи с этим для устранения перекосов в основном используется специальный вид технологического оборудования – стапель, в котором объединены система жесткого и прочного закрепления поврежденного транспортного средства, измерительная система и силовая система для правки базовых конструктивно.каркасных элементов. По методу крепления кузова к стапелю и процессу правки используются две системы правки – классическая и шаблонная. Шаблонный метод крепления кузова к раме стапеля имеет две разновидности, различающиеся типами шаблонов. Шаблоны могут быть индивидуальными (специализированными), предназначенными только для одной марки транспортного средства, либо универсальными (сборными).
При проведении оценки стоимости ремонта транспортного средства необходимо учитывать вид стапеля, так как этот фактор оказывает существенное влияние на трудоемкость работ по устранению перекосов.
В таблице 3 приведены рекомендации по выбору вида стапеля в зависимости от типа перекоса и материала кузова.

Таблица 3
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ ВИДА СТАПЕЛЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО УСТРАНЕНИЮ ПЕРЕКОСОВ С УКАЗАНИЕМ ТРУДОЕМКОСТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНО-ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Таблица 4
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОЭЛЕМЕНТНЫХ ТРУДОЕМКОСТЕЙ РАБОТ ПО УСТРАНЕНИЮ ПЕРЕКОСОВ

Таблица 5
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТРУДОЕМКОСТИ РАБОТ ПО ТИПАМ ПЕРЕКОСОВ

Так как в справочной литературе указываются трудоёмкости основных видов (этапов) работ по устранению перекосов, в таблице 3 приведены рекомендуемые значения общей трудоемкости подготовительно-заключительных работ при устранении перекосов, включающих операции по установке автомобиля на стапель, вспомогательные разборочно.сборочные операции и снятие автомобиля после ремонта со стапеля.
При назначении работ по устранению перекосов на шаблонных стапелях трудоемкость подготовительно-заключительных работ в соответствии с таблицей 3 принимается равной:
– трудоемкости для специализированного стапеля, если на рынке услуг по ремонту транспортных средств в регионе, соответствующему месту оценки, имеются организации автосервиса, проводящие ремонтные работы на специализированных стапелях;
– трудоемкости для универсального стапеля, если на рынке услуг по ремонту транспортных средств в регионе, соответствующему месту оценки, отсутствуют организации автосервиса, проводящие ремонтные работы на специализированных стапелях.
Трудоёмкость работ по устранению перекосов определяется по справочникам по конкретным маркам и моделям автомобилей, в которых, как правило, приводится укрупненная классификация перекосов. В том случае, когда по объекту оценки справочные данные отсутствуют, средние трудоемкости работ по устранению перекосов могут быть установлены в соответствии с рекомендациями таблиц 4 и 5.

На главную страницу    Назад